Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Налоги являются одним из основных регуляторов экономики. Проявление регулирующей функции налогов выражается в возможности государства влиять на различные процессы и параметры, такие как: производственные и инвестиционные – путем стимулирования развития (либо сдерживания) определенных отраслей; динамику потребления и сбережения – посредством установления различных ставок косвенных налогов; уровень личных доходов – посредством установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков; международные интеграционные процессы – путем установления различных ставок таможенных пошлин и льгот по их уплате.
В совокупности происходящие процессы налогового регулирования в динамике оказывают воздействие на такие макроэкономические показатели как: уровень совокупного спроса и предложения; уровень ВВП; объем выпуска; оборот розничной продукции; объем экспорта и импорта; объем инвестиций в основной капитал; индекс потребительских цен. В итоге, результаты налогового воздействия отражаются на экономическом росте, определяющем развитие государства и его макроэкономическое состояние. К факторам экономического роста относятся: факторы предложения (количество, качество используемых природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и качество технологий), факторы спроса и распределения.
Воздействию налогов на экономику посвящено значительное количество публикаций российских и зарубежных авторов, большая часть которых носит теоретический характер. В этой связи представляется актуальным проведение комплексного исследования налогового механизма как в развитие теории, так и анализа результатов воздействия определенной группы налогов на макроэкономические показатели применительно к конкретной налоговой системе и характерным для нее условиям налогообложения.
Объект исследования – косвенное налогообложение.
Предмет исследования - влияние косвенных налогов на социально- экономическое развитие страны.
Целью курсовой работы является - изучить влияние косвенных налогов на социально- экономическое развитие страны.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить механизм налогового воздействия на экономику;
рассмотреть виды косвенных налогов;
раскрыть налоговую нагрузку по косвенным налогам;
выявить проблемы организации взимания косвенных налогов в Российской Федерации.
При написании теоретической части работы был использован метод формализации, дедукции и обобщения, при написании практической части - методы наблюдения, экономического анализа, сравнения и эксперимента.
Работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит несколько разделов.
Глава 1. Теоретические основы влияния косвенных налогов на социально- экономическое развитие страны
1.1. Механизм налогового воздействия на экономику
Основным постулатом экономической теории является общее правило: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая расходы бюджета в период спада, и сдерживает его в периоды подъема. При этом необходимо проведение такой фискальной политики, которая сглаживала бы колебания экономического цикла. В этой связи, в период подъема экономики устанавливаются более высокие ставки налогов вследствие роста доходов, что влечет снижение потребительского спроса. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется путем установления низких налогов.
Автоматическая фискальная политика основана на применении встроенных стабилизаторов и обеспечивает самостоятельное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством как прямых (в форме применения прогрессивной шкалы налогообложения, системы социальных пособий), так и косвенных налогов (в первую очередь, НДС). Применение дискреционных (активных) методов фискальной политики характерно в периоды мировых экономических кризисов и основано на сознательном государственном вмешательстве в налоговую систему путем принятия точечных мер и изменений бюджетных расходов с целью воздействия на макроэкономические показатели .
При прогнозировании будущих результатов фискальной политики необходимо учитывать существующие в экономике мультипликативные эффекты, суть которых заключается в увеличении государственных расходов и (или) инвестиций, способствующих увеличению национального дохода, причем в большем размере, относительно первоначального роста расходов и инвестиций. По сравнению с мультипликатором государственных расходов, налоговый мультипликатор оказывает значительно меньшее воздействие на совокупный спрос в сторону уменьшения.
Общеизвестно, что рост налогов ведет к сокращению такого макроэкономического показателя, как ВНП, и наоборот, снижение налогов приводит к росту ВНП. При этом следует учитывать, что изменение показателей происходит не единовременно, а через определенный временной период (временной лаг); это, так называемый, вторичный эффект. Снижая косвенные налоги, государство способствует росту доходов и расходов потребителей товаров (работ, услуг) и увеличивает спрос. Рост инвестиций регулируется государством посредством принятия стимулирующих налоговых мер в виде льгот и освобождений, снижения ставок, предоставления инвестиционных вычетов и т.п.
Следует также отметить, что при проведении нейтральной фискальной политики (финансовый нейтралитет) налоги и государственные расходы не оказывают влияния на совокупный спрос, который при этом не стимулируется и не сдерживается посредством налоговых инструментов. Такая ситуация приводит к сбалансированности государственного бюджета .
Считается, что чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2020 г. при общем уровне налоговой нагрузки 32,72% ВВП косвенные налоги (НДС и акцизы) составили в совокупности 7,32% ВВП, основные прямые налоги с организаций и физических лиц (налог на прибыль организаций и НДФЛ) – 7,47% ВВП. Если учесть, что на долю таможенных пошлин, которые учитываются Минфином РФ при расчете налоговых доходов и относятся многими экономистами к косвенным налогам, в 2020 г. приходилось 3,57% ВВП, то можно сделать вывод, что в России на современном этапе преобладает косвенное налогообложение.
Отечественными исследователями определены особенности, присущие косвенным налогам: переложение на конечного потребителя; взимание независимо от платежеспособности носителя налога; включение в цену реализуемых товаров, работ и услуг. Зарубежные исследователи в конце прошлого столетия выделяли также такую характеристику косвенных налогов, как регрессивность, указывая на то, что доля потребительских расходов уменьшается с ростом доходов. В частности, при уплате НДС наиболее обременительной является налоговая нагрузка на малообеспеченных граждан с низкими доходами. В данном контексте можно сказать, что фактически происходит нарушение принципа равного налогового бремени.
Эта особенность косвенных налогов предопределяет мнение отечественных авторов об их «несправедливости» и «антисоциальности». Однако проведенные зарубежными авторами эмпирические исследования демонстрируют неоднозначные результаты по этому вопросу и свидетельствуют о том, что в некоторых странах НДС является регрессивным налогом, в отдельных странах пропорциональными и даже прогрессивным .
Распределение совокупного продукта производится под воздействием рыночных отношений, при этом государственное вмешательство происходит на стадии перераспределения посредством финансов и налогов, где основными инструментами механизма воздействия на макроэкономические показатели выступают налоговые стимулы и льготы. По общему правилу установление льгот по налогам приводит к налоговым расходам бюджета и влияет на макроэкономические параметры. В большинстве случаев показатель налоговых расходов оценивается в абсолютном значении как объем выпадающих доходов бюджета. В большинстве стран от уплаты НДС освобождается, прежде всего, реализация товаров и услуг, расходы на потребление которых составляют значительную долю бюджета наиболее бедных домохозяйств. Данная льгота позволяет в некоторой степени снизить
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
4. Брызгалин, А.В. Актуальные вопросы современного налогового контроля: анализ ситуаций и судебная практика / А.В. Брызгалин. - М.: Налоги и финансовое право, 2020. – 125 с.
5. Винницкий, Д.В. Налоговое право: учебник / Д.В. Винницкий. - М.: Юрайт, 2018. – 360 с.
6. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: конспект лекций / Е.Ю. Грачева. - М.: Юрайт, 2017. – 229 с.
7. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: учебник / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2020. – 376 с.
8. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
9. Игнатущенко, Н.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко. - М.: МГОУ, 2020. – 240 с.
10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 520 с.
11. Карташов, А.В. Налоговое право: конспект лекций / А.В. Карташов. - М.: Юратй, 2018. – 211 с.
12. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М.: Юрайт, 2018. – 365 с.
13. Майбуров, И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник / И.А. Майбуров. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 591 с.
14. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2020. - 320 c.
15. Парыгина, В.А. Налоговое право России: учебник / В.А. Парыгина. - М.: Юрайт, 2018. – 462 с.
16. Пятаков, В.А. Налогообложение и налоговое право. Конспект лекций / В.А. Пятаков. - М.: Приор, 2018. – 160 с.
17. Тютин, Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. - М.: Норма-М, 2019. – 173 с.
18. https://www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы.